Сельское хозяйство — это не просто работа с землей, это целая наука и искусство управления ресурсами. В 2025 году аграрии сталкиваются с новыми вызовами и возможностями, связанными с регулированием утилизационного сбора и стимулированием покупки отечественной техники. Как Минсельхоз и Минпромторг планируют помочь фермерам?
Гибкость в регулировании утильсбора
Министр сельского хозяйства Оксана Лут заявила на Всероссийском агрономическом совещании, что Минсельхоз совместно с Минпромторгом будет гибко регулировать ставки утильсбора и квоты на ввоз импортной сельхозтехники. Однако курс на стимулирование аграриев покупать отечественные комбайны и тракторы продолжится.
«Мы должны все, что можем, производить сами. Это постулат. Сельхозтехника — это обычный продукт, и мы должны помочь нашим коллегам увеличивать долю производства и потребления сельхозтехники на территории нашей страны», — подчеркнула министр.
Утилизационный сбор, который платят производители и импортеры спецтехники с 2016 года, станет одним из инструментов для достижения этой цели. Российские производители получают компенсацию из бюджета за такой сбор, тогда как зарубежные компании сталкиваются с повышенными ставками. Минпромторг принял решение о введении с 1 января 2025 года долгосрочной шкалы индексации утилизационного сбора на некоторые виды сельскохозяйственной техники.
«У нас «утиль» повышенный установлен только на ту технику, аналоги которой есть в Российской Федерации», — отметила Лут, добавив, что если такой техники в РФ недостаточно, то для части импорта будет действовать квота с пониженной ставкой утилизационного сбора. Этот подход позволит сохранить баланс между поддержкой отечественного производства и обеспечением доступности необходимой техники для аграриев.
Качество и цены на отечественную технику
Минсельхоз готов плотно работать с Минпромторгом над вопросами повышения качества отечественных сельхозмашин. В начале февраля министерство рассчитывает получить из министерства промышленности план по поставкам в регионы отечественной техники по фиксированной цене. Эта программа действует третий год подряд и уже показала свои результаты.
В 2023 году аграриям было поставлено свыше 5,5 тыс. российских и белорусских тракторов. В 2024 году в списке поставленной техники было 7,1 тыс. единиц тракторов, комбайнов и других самоходных машин. Заместитель министра Андрей Разин отметил, что цены на комбайны и тракторы показали более чем двукратный рост по сравнению с 2021 годом.
По предварительной оценке, в 2024 году аграрии приобрели 10,8 тыс. тракторов (снижение на 22,3% к 2023 году), 3,9 тыс. зерноуборочных комбайнов (-17,02%), прочей сельхозтехники — 36,9 тыс. (-7,75%). При этом энергообеспеченность сельхозорганизаций на один гектар пашни выросла до 157 л.с. против 155,3 л.с. в 2023 году.
Лидируют по приобретению сельхозтехники в 2024 году такие регионы, как Ростовская область, Татарстан, Алтайский и Краснодарский края, Башкортостан. Эти данные демонстрируют, что программы поддержки отечественного производства дают положительные результаты, хотя и требуют дальнейшего совершенствования.
Мнение эксперта: взгляд изнутри отрасли
Одним из ключевых вопросов, волнующих как производителей, так и потребителей сельскохозяйственной техники, является эффективность действующей системы утилизационного сбора. Алексей Иванукин, директор по развитию ООО «UMG Agro», одного из ведущих игроков на рынке сельскохозяйственной техники в России, делится своим видением ситуации.
«Утилизационный сбор в первую очередь призван ограничить импорт техники, которая не производится в России. Он защищает российских машиностроителей от импорта, который действительно дешевле по ряду объективных и, возможно, даже субъективных причин», — подчёркивает Иванукин. По его словам, механизм сбора работает как двусторонний инструмент: «С одной стороны, лопату можно использовать как инструмент для того, чтобы копать землю, выкапывать ямы, строить земляные заграждения. С другой стороны, черенок лопаты — это дубина, которой можно бить». С одной стороны, утилизационный сбор призван защищать производителя, а с другой стороны, машиностроители берут эту дубинку и бьют ею поставщиков. Чтобы защитить свой рынок.
Эксперт обращает внимание на то, что действующая система сбора создает определенные барьеры не только для импортеров, но и для самих отечественных производителей: «Если говорить о сельскохозяйственной технике, то мы точно так же являемся и бенефициарами, и небенефициарами от введения утилизационного сбора». Это означает, что компании, работающие в России, сталкиваются с дополнительными финансовыми нагрузками, которые влияют на их операционную деятельность.
Одной из главных задач, которую ставит перед собой государство, является локализация производства сельскохозяйственной техники. Однако, по мнению Иванукина, существующие требования делают этот процесс практически невозможным: «По 719-му постановлению локализовать Технику сельскохозяйственную в России почти невозможно. Поэтому мы видим, что никто не подписывает СПИКи. Есть мощные китайские и индийские компании, которые готовы были бы его подписать.»
Иванукин также обращает внимание на технологические ограничения: «Отечественные производители, в принципе, не могут сделать двигатель с несущим картером. Да, Минский моторный завод, да, они делают правильные тракторные двигатели, на что он и был заточен, но там есть ряд других вопросов. Вот, если мы говорим о двигателях с несущим картером, то их просто нет. А это как раз основа, которая лежит в основе трактора классической компоновки».
Эксперт предостерегает о возможных долгосрочных последствиях текущей политики: «Спустя два года мы пришли к тому, что утилизационный сбор может заставить... Он может сыграть с нами злую шутку. Люди пойдут и начнут учить китайцев делать тракторы по европейским и североамериканским стандартам. В итоге мы научим китайцев, но сами не научимся. Потому что не созданы предпосылки для развития производства внутри страны. Платежеспособный объём нашего рынка, он не позволяет пока локализовать двигатель, условно там 4 или 5 литров с несущим картером в объёме полторы-две тысячи штук».
Российские производители заявляют, что значительного роста цен на свою продукцию они не планируют. Однако эксперты подчеркивают, что определенное повышение стоимости все же неизбежно — в основном за счет инфляции, которая остается существенным фактором в экономике страны. Основная цель текущей политики — стимулирование спроса на отечественную сельскохозяйственную технику и поддержка развития российского машиностроения.
Однако, как отмечает Алексей Иванукин важно учитывать механизм возмещения утилизационного сбора для отечественных производителей. «При ставке кредита 21% и потенциально ключевой ставке ЦБ на уровне 23% нужно понимать, как работает этот механизм: производитель сначала платит сбор, а затем получает его обратно через 3 месяца. Это создает серьезную нагрузку на денежный поток компании. Фактически мы отдаем деньги государству, а затем возвращаем их с потерями», — объясняет эксперт.
По его словам, задержка в три месяца приводит к тому, что из-за инфляции компания теряет около 5% от суммы сбора. Если добавить к этому общую инфляцию, потери могут достигать 7–10%. «Эти 10% в итоге закладываются в конечную стоимость техники, что влияет на ее доступность для аграриев», — добавляет Иванукин.
В заключение Иванукин формулирует конкретные предложения по улучшению ситуации: «Тогда нужны меры по смягчению требований для заключения СПИК и постановления 719... Нужно привлечь сюда зарубежные компании с Востока... Создайте понятные условия. Тогда люди будут прекрасно понимать».
Иванукин также подчёркивает важность создания условий для развития отечественного производства: «Нет у нас станка строения, которая должна быть. Поэтому мы это строим. Действительно процесс идет. Но если мы за 30 лет это свели почти к минимуму, то за три года это никак не появится. Это процесс обратный. Мы в начале этого пути. Поэтому хотелось бы, чтобы государство, как регулятор, выполнило свою функцию».
Единая политика утильсбора
Правительство Белоруссии также пересчитало ставки утилизационного сбора на сельхозтехнику в соответствии с действующими в России. Постановление подписал премьер-министр страны Роман Головченко.
Документ предусматривает следующие нововведения:
- Пересчет ставок утилизационного сбора, уплачиваемого как физическими, так и юридическими лицами на производимые в Республике Беларусь, а также ввозимые на территорию республики транспортные средства и самоходные машины и (или) прицепы к ним, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами;
- «Выравнивание» ставок утилизационного сбора со ставками, действующими в Российской Федерации с 1 января 2025 года;
- Уточнение порядка согласования приобретения транспортных средств.
Эти изменения направлены на создание единого экономического пространства между Россией и Белоруссией в области сельхозтехники. В правительстве республики уточнили, что постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Таким образом, единая политика утильсбора поможет снизить административные барьеры и улучшить взаимодействие между странами. Это особенно важно в условиях глобальной конкуренции, где каждое преимущество может сыграть решающую роль. Аграрии обеих стран смогут воспользоваться новыми возможностями и развивать свои хозяйства более эффективно.
Регулирование утильсбора и поддержка отечественного производства — это важные шаги на пути к устойчивому развитию сельского хозяйства. Они помогут не только сохранить рабочие места и повысить качество продукции, но и сделать отрасль более конкурентоспособной на мировом рынке.